Гигиеническая гимнастика — это система простейших упражнений, направленная на обеспечение оптимального текущего состояния организма человека. Может применяться практически во всех возрастных периодах и при любой подготовленности к физической нагрузке.
Широкий круг задач, которые можно решать с ее помощью, определяют место гигиенической гимнастики в системе физического воспитания. Вероятно, главной отличительной чертой ее следует признать общедоступность.
В процессе занятий гигиенической гимнастики:
· осуществляется профилактика неблагоприятных воздействий на организм окружающей среды;
· нормализуется работа основных функциональных систем;
· улучшается работоспособность организма;
· формируются базовые двигательные навыки;
· воспитывается культура движений и поведения;
· формируется «личная физическая культура» и потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, «тяга» к совершенствованию.
Одной из главных отличительных черт гигиенической гимнастики является органическое сочетание используемых в ней упражнений с гигиеническими и закаливающими факторами.
В занятиях гигиенической гимнастики стараются обеспечить комфортность, в значительной мере способствующую не только эмоциональному настрою, но и качеству оздоровительных воздействий. А они весьма разнообразны: от легких потягиваний до относительно трудных «отжиманий» в упоре лежа, от ласковых солнечных ванн до бодрящих обливаний холодной водой.
В современной гигиенической гимнастики различают следующие виды:
1) утреннюю гимнастику (зарядка);
2) гимнастику в режиме рабочего дня (вводная, физкультпауза);
3) вечернюю гимнастику (перед сном).
Для них характерны общие требования и правила организации:
· предварительное ознакомление или разучивание упражнений — в зависимости от степени их новизны и двигательного опыта занимающегося;
· точная адресация упражнения (кому, зачем) требует индивидуального определения текущего состояния, а также физических, двигательных и функциональных возможностей организма. Это важно как для здоровых людей, так и для тех, кто имеет какие-либо отклонения в состоянии здоровья;
· подбор упражнений всегда должен основываться на принципе доступности; в то же время они должны быть достаточно сложны и разнообразны, охватывать нагрузкой все звенья тела;
· выполнение упражнений желательно сопровождать «подсказкой» наилучших вариантов исполнения — для чего, по возможности, использовать видеотехнику, или наглядный показ упражнения инструктором; особенно важно довести до занимающегося следует создавать удобные условия для занятий: достаточность размера площадки для упражнения, соответствие одежды — не стесняющей движения и теплообмен, музыкальное сопровождение — как приятный фон или как лидер темпа и ритма;
· при выполнении упражнений следует избегать больших задержек дыхания, исключать значительные силовые напряжения, ограничивать количество положений и движений, связанных с действиями «вниз головой».
Подготовила инструктор по физической культуре Говорухина Ю. Г.
|