Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад N9 «Вишенка» комбинированного вида
Утверждаю
Заведующая МДОУ
д/с N9 «Вишенка»
___________/Т. М. Дьяченко
Конспект занятия
ознакомление с окружающим миром с элементами математики
«Приспосабливаемость животных к среде обитания»
в подготовительной к школе группе
в мдоу д/с N9 «вишенка»
Разработчик: Целуева Т.П.
Сроки реализации:
Ведущий: воспитатель Целуева Т. П.
Адресат: подготовительная к школе группа
2010 год
Задачи:
1. Расширение представлений детей о приспосабливаемости животных к среде обитания.
2. Продолжать ознакомление детей с природными зонами нашей местности (ледяной, тундрой, лесной, её центральной и дальневосточной части).
3. Ознакомление детей с охраняемыми животными нашей местности в России.
4. Продолжать обучать сравнению, выделять существенные признаки, классифицировать, устанавливать пространственные отношения (север, юг, запад, восток, «дальше, чем ...», «ближе, чем …»).
5. Обучение решению текстовых задач.
6. Развивать память, мышление, коммуникативные способности.
Материал и оборудование к занятию: Физическая карта области, России; иллюстрации с изображением чёрного, бурого и белого медведей, уссурийского тигра, выхухоли, оленей: северного и пятнистого, лося, кабана, енотовидной собаки; детская энциклопедия о животных; сведения из красной книги мира, России; у каждого ребёнка и воспитателя набор цифр, знаки арифметических действий, знак равно, геометрические фигуры; два обруча разного цвета.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций животных занесённых в Красную книгу мира и России, чтение о них произведений, выяснение о существовании в области заповедников.
Ход занятий:
Воспитатель: В какой зоне мы живём? Покажите приблизительно на карте наш город?
Ребенок: Мы живём в лесной зоне.
Воспитатель: К лесной зоне относится и Дальний Восток, хотя природа там отличается от нашей. Сегодня мы побываем в трёх зонах.
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и назвать животных, живущих в Самарской области.
Ребенок: Дикий кабан, лось.
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и назвать животных, живущих в Дальневосточном краю.
Воспитатель: Какие животные здесь живут?
Ребенок: Тигр, пятнистые олени, черные медведи, кабаны.
Воспитатель: Покажите ледяную зону – Арктику? Какие животные обитают на севере?
Ребенок: Белый медведь.
Воспитатель: А северный олень, где обитает?
Ребенок: В тундре.
Воспитатель: Давайте узнаем, что общего между бурым, гималайским и белым медведем?
Ребенок: Они ходят на лапах, похожих на стопу человека. Чёрный (гималайский) и бурый медведь умеют лазить по деревьям и ищут корм, личинки жуков. Они все любят, есть рыбу и мясо.
Воспитатель: Впадают ли медведи в спячку?
Ребенок: Все медведи впадают в спячку. Только у белого медведя впадает в спячку только медведица, которая ждёт рождения медвежат, а медведь – самец (папа) не ложится спать.
Воспитатель: Где спят медведи?
Ребенок: Медведица строит берлогу в снегу. Бурые медведи спят под корягами, строят берлогу из веток и листьев. Чёрные (гималайские) спят в дупле на дереве.
Воспитатель: Почему бурые и гималайские медведи спят, а белые медведи не всегда спят? Попробуйте порассуждать? С чего можно начать рассуждение? Какие это звери?
Ребенок: Это крупные звери. Им надо много еды. Зимой её мало и им не хватает.
Воспитатель: Когда у бурых медведей рождаются детёныши?
Ребенок: Детеныши рождаются зимой. Они должны подрасти, окрепнуть. Весной им будет трудно угнаться за мамой, могут потеряться.
Воспитатель: Почему белые медведи не спят зимой и даже медведица не спит, если у неё не рождаются медвежата?
Ребенок: У белых медведей достаточно еды зимой.
Воспитатель: А наши бурые медведи, если не набрали достаточно веса, не накопили жира тоже не ложатся спать. С ними опасно встречаться человеку, они могут напасть на него. Как называют таких медведей?
Ребенок: Медведь – шатун.
Воспитатель: Почему нужно охранять медведей?
Ребенок: Их становится мало.
Воспитатель: Мы с вами определили, что этих медведей объединяет, что у них общего. А чем же отличаются эти медведи друг от друга?
Ребенок: Они по-разному строят берлоги, жильё себе на зиму. Живут в разных местах. У них разная окраска: северный медведь – белый, чтобы его не видно было, когда он охотится на льдине, он даже кончик носа закрывает лапой, он у него тёмный…
Воспитатель: Но есть и другие звери, которые тоже по-разному приспособились к жизни. Это олени. Какие олени здесь изображены?
Ребенок: Пятнистый олень, его ещё называют за красоту «олень-цветок», лоси, северный олень.
Воспитатель: Чем они похожи?
Ребенок: У самцов красивые рога, которые они теряют, а на их месте вырастают новые. У них у всех сильные, высокие ноги, чтобы бегать хорошо, так как у них много врагов: волки, тигры.
Воспитатель раздаёт детям открытки животных, каждому по одной, и просит назвать, кто у них изображён и куда бы он поместил это животное, в какую зону, и в какую часть России, европейскую или азиатскую, а может и в ту и в другую?
Затем воспитатель кладёт на пол два обруча, в один из них (зелённого цвета) предлагает поместить животных, которые обитают в азиатской части России. Если животное обитает и в той и другой части России, то его следует поместить на пересечении этих обручей.
Воспитатель: Есть ли среди этих животных такие, которые обитают в европейской части России?
Ребенок: Да, это одно животное выхухоль.
Воспитатель: Есть ли среди этих животных такие, которые обитают только в азиатской части России?
Ребенок: Да есть, тигр уссурийский, чёрный (гималайский) медведь, олень благородный (олень-цветок).
Воспитатель: А какие животные обитают в европейской и азиатской частях России?
Ребенок: Северный олень, лось, бурый медведь, белый медведь, енотовидная собака, волк, лиса, рысь.
Воспитатель показывает открытки с изображением белых медведей, тигров, благородного оленя и объясняет, что они занесены в Красную книгу России и мира. Их осталось совсем мало.
Воспитатель выставляет картину с изображением животных зимой.
Воспитатель: Трудное для животных время года, помогают пережить егеря. Они подкармливают кабанов, лосей и других животных. Как вы думаете, какое время года самое трудное для зверей?
Ребенок: Зима. Зимой много снега и добывать корм трудно.
Воспитатель: Верно. Егеря строят в разных участках леса кормушки и периодически наполняют их кормом. Что может положить в кормушки егерь для кабанов?
Ребенок: Зерновые отходы, корнеплоды.
Воспитатель: А для лося?
Ребенок: Берёзовые веники, сено.
Воспитатель: Егерь наблюдал за кабанами и отметил, что первый раз к кормушке подошли 6 кабанов, а во второй раз – 5 кабанов. Насколько меньше пришло кабанов во второй раз? Давайте повторим задачу и выложим её условия с помощью геометрических фигур. Заменим кабанов кругами.
Дети повторяют содержание задачи и одновременно выкладывают круги.
6 - ○○○○○○
5 - ○○○○○
Воспитатель: Как узнать, насколько меньше пришло к кормушке кабанов во второй раз?
Ребенок: Шесть больше пяти на один, значит, пять меньше шести на один.
Воспитатель: Верно. А как это записать с помощью цифр? Как бы Вы записали, если бы у Вас не было такого рисунка, где видно, что во второй раз к кормушке пришло кабанов меньше на один? Давайте запишем это решение так, чтобы узнать, на сколько, 5 меньше, чем 6, надо от шести отнять (вычесть) пять. Кто скажет ответ к задаче?
Ребенок: Меньше на один.
Воспитатель: Верно. Звери благодарят людей за помощь и заботу о них.
|