Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области многопрофильный лицей № 16 города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области структурное подразделение «детский сад ˮВишенкаˮ»



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Консультация для воспитателей


Конспект
Итогового занятия
по экологии
в подготовительной к школе группе
 
Тема: « Насекомые»
 
 
(рамках долгосрочного проекта «Шестиногий народец»)
 
 
 
 
Составила:
Воспитатель Булыгина
Людмила Анатольевна
 
 
 

г.о. Жигулевск

   

Цель: Систематизировать представления детей омногообразии насекомых.
 
Задачи:
1. Обобщить и углубить знания детей о насекомых. Сформировать у детей элементарное понятие о том, что насекомые – это маленькие животные, имеющие три части тела (голова, грудь, брюшко), шесть ног, у многих есть крылья.
2. Научить составлять группы по разным основаниям: особенности внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), местам обитания (на земле, в земле, в воздухе, на воздухе), способу передвижения (летающие, прыгающие, плавающие). Закрепить знания об общих признаках насекомых (их питании, появлении на свет). Учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и особенностями защиты от врагов.
3. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним, стимулировать любознательность. Продолжать учить слушать и слышать ответ сверстника, доказательно его анализировать.
4. Сформировать экологические установки у детей (например, нет «вредных» и «полезных» насекомых), преодоление прагматического отношения к природным объектам. Коррекция целей взаимодействия ребенка с природой. Обучить умениям и навыкам взаимодействия с природой. Расширять индивидуальное экологическое пространство ребенка (например, живые не только я, мама, папа, но и подорожник, жужелица, сорока). 
 
 
Ход занятия.
Дети с воспитателем заходят в зал, оформленный под лесную полянку (звучит фонограмма «звуки-леса»).
Воспитатель - Мы по ковру идем с тобой,
                           Его никто не ткал,
                           Лежит у речки голубой
                           И желт, и синь, и ал.
Как вы думаете, о чем эта загадка? И куда мы с вами попали?
Дети - на луг
Воспитатель - Правильно. Ребята оглянитесь вокруг, как красиво! А что вам здесь нравится?
Дети - Много разных цветов и трав.
Воспитатель - А как вы думаете кроме цветов и трав, здесь живет еще кто-нибудь?
Дети - Да. Бабочки, жуки, гусеницы, кузнечики, стрекозы, муравьи.
Воспитатель - А как назвать их всех одним словом?
Дети - Насекомые.
Воспитатель - Правильно, сегодня мы с вами пришли в гости к травам, цветам и насекомым. Ребята, на лугу нельзя шуметь, рвать цветы, ловить насекомых? Почему?
Детиответы.
Воспитатель - Нас окружает много звуков, запахов и света. Давайте закроем глаза и послушаем. Что вы услышали?
(Прослушивание фонограммы «Голоса леса»)
Дети - Голоса птиц, журчание ручья, стрекотание кузнечика.
 
Воспитатель подводит детей к кузнечику.
(Дети подходят к кузнечику).
Воспитатель - Кто нам расскажет все, что знает о кузнечике.
Дети - Кузнечик зеленого цвета, тело кузнечика разделено на несколько частей: голова, грудь и брюшко. У кузнечика большие задние ноги – ими можно с силой оттолкнуться от земли и высоко подпрыгнуть на травинку. Крыльев у кузнечика две пары. Они крепятся к верхней части туловища сразу за головой. На голове кроме усов, располагаются крупные глаза и мощные челюсти. Глаза состоят из множества маленьких глазков. Но цвета не различает. Кузнечик питается и мелкими насекомыми, и растительной пищей. Летом в полях и лугах слышится стрекотание. Кузнечики трут крылышко о крылышко, как ладошку о ладошку. На левом крылышке у них особые зубчики, на правом особые жилки; от их трения и получается стрекотание.  
Воспитатель - Молодец! А сейчас посмотрите внимательно и скажите, что вы видите?
Дети - Пчелы собирают нектар с цветков, летают бабочки, ползают божьи коровки.
Воспитатель - Ребята, как вы думаете, если бы не было насекомых, то был бы луг красивым, ярким?
Дети - Нет!
Воспитатель - Почему вы так решили?
Дети - Потому что насекомые яркие и их видно, они ползают, бегают, прыгает, летают и переносят пыльцу с цветка на цветок.
Воспитатель - Да, правильно, насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок. С насекомыми луг выглядит более живописным. Ребята посмотрите, какая красивая бабочка опустилась на цветок и заснула. Весной, как только пригреет солнышко – бабочка тут как тут, она вылетает первой и все рады, ведь на своих крылышках она несет весну. Дети, а каких бабочек вы знаете?
Дети - желтую – лимонницу, коричнево-шоколадную – крапивницу и траурницу, павлиный глаз, махаон и др.
Воспитатель - ребята, а вы знаете, как появляется бабочка на свет?
Дети - Листья деревьев склеены между собой и скреплены паутиной. В таком комке листьев много молодых гусениц, которые будут здесь зимовать. Весной, выйдя из гнезд, гусеницы питаются листьями. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются. Через некоторое время оболочка куколки разрывается на границе усиков с крыльями и головы с грудью. Через образовавшиеся щели и выбирается на волю уже взрослая бабочка.
Воспитатель - Ребята, давайте тихонечко отойдем от бабочки, чтобы ее не напугать.
            Дети поворачиваются, чтобы уйти и видят, как Шапокляк пытается попасть палкой в муравейник.
Воспитатель - Бабушка, что вы делаете?
Шапокляк - Никакая я вам не бабушка, я хочу вот эту ненужную кучку разровнять, что бы она тут не мешалась!
Воспитатель - А вы разве не знаете, что это не просто куча, это дом. Ребята давайте расскажем Шапокляк, что это за домик и кто его построил.
Дети - Это муравейник, его построили муравьи, они очень маленькие, но трудолюбивые. В хорошем муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. В нем муравьи ночуют, пережидают непогоду, зимуют. В нем выводятся молодые муравьи. Где-нибудь в середине муравейника есть помещение для «царицы» – большой муравьихи, которая откладывает яйца. Муравьи уносят эти яйца, а когда вылупляются личинки, кормят их, чистят и защищают.
Дети - Я знаю стихотворение по муравья, послушай Шапокляк: «По тропе лесной, неровной
                              Листик тащит муравей,
                              В десять раз себя огромней,
                              Раз в пятнадцать тяжелей!
                              Тащит, тащит работяга,
                              Хоть ему и нелегко,
                              Хоть совсем устал бедняга –
                              Муравейник далеко…..
                              По тропе лесной, неровной
                              Листик тащит муравей,
                              В десять раз себя огромней,
                              Помоги ему скорей!
Пока ребенок читает стихотворение, воспитатель сажает птичку на муравейник.
Воспитатель - Ребята, смотрите, птица прилетела на муравейник, как вы думаете, почему она сидит на муравейнике?
Дети рассказывают о пользе муравьев для птиц и леса.
Муравьи – помощники лесничих, они строят муравейники и истребляют насекомых, поедающих листья деревьев. Муравейники нельзя разорять. Нужно помнить, что лесные муравьи – верные помощники человека в защите лесов от вредителей. Где много муравьев, там не будут жить такие вредители леса, как пилильщики, совки, пяденицы, обгрызающие листья и хвою деревьев. 
Воспитатель - Отгадай загадку: «Под большой столетней елкой стройка весело идет. Здесь работает артелью дружный маленький народ».
Дети - Муравьи.
Воспитатель - Правильно ребята, муравьи санитары леса. Теперь ты все поняла Шапокляк?
Шапокляк - Ладно, ладно, поняла. Только вот под ногами ползают всякие букашки, таракашки, наступить не куда. Сейчас я их всех подавлю……
(Шапокляк пытается раздавить насекомых)
Воспитатель - Что ты Шапокляк, нельзя этого делать, они же все живые и полезные. Вот послушай, дети тебе все расскажут.
Дети - В мае появляются крупные жуки. Их называют майскими жуками. Майский жук – опасный вредитель. Особенный вред приносят их личинки – белые, жирные, изогнутые крючком, с крепкими челюстями. Они живут в почве и питаются корнями растений. Там, где в земле много личинок, леса постепенно засыхают и вымирают. Живут личинки майских жуков долго – три или четыре года. А вот век самих майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают. Есть у жуков непримиримые враги в природе. Летучие мыши и совы ловят жуков, а скворцы и грачи уничтожают личинок. Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи и ежи. Все они употребляют личинок в пищу.
Дети - У стрекозы тело разделено на три раздела: голова, грудь, брюшко. Крылья у стрекозы переливаются разноцветием. Их две пары, поэтому они прекрасные летуны. Они крепятся к верхней части туловища. У стрекозы 6 лапок. Глаза стрекозы огромные – занимают, чуть ли не всю голову и состоят из много маленьких глазков. Стрекозы очень прожорливы и постоянно голодны, а значит, постоянно охотятся. В пищу стрекозам годится любое насекомое – муха, и комар, и бабочка. Причем мелких насекомых они съедают на лету, чтоб не терять времени. Свои личинки стрекоза откладывает в воду. Зеленые личинки медленно зарываются в ил.
Дети - На садовой дорожке можно увидеть крупного черного или темно-синего жука с мощными челюстями. Это – жужелица. Она отличается от остальных жуков формой тела и цветом надкрыльев, Верхняя пара крыльев – жесткая, как панцирем защищает тело, а под ними нежные, нижние крылья. но у нее, мощные челюсти и длинные ноги. Добыча жужелиц – гусеницы, улитки, слизни. В поисках еды жужелицы бегают всю ночь, размеры жужелиц достигают до 5 см. Строение тела жужелицы состоит из трех частей – голова, грудь и брюшко. Усики у жужелицы состоят из отдельных члеников.
Дети - А я расскажу про гусеницу. У гусеницы три пары грудных ножек и 2-5 брюшных. На ногах у гусеницы есть особые крючочки, которые помогают удерживаться на стеблях растений. Гусеницы очень прожорливые: они грызут листья и стебельки растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми, например, тлями. Многие гусеницы покрыты густыми жесткими волосками или имеют защитную окраску. Птицы не едят невкусных, лохматых гусениц, а тех, которые окрашены так же, как стебли растений, они могут просто не заметить. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются.    
Шапокляк - Как интересно! Ребята я больше никогда не буду наступать на насекомых. И буду рассказывать всем, кто об этом не знает.
Воспитатель - Это хорошо Шапокляк, что ты поняла. А я теперь предлагаю всем превратиться в гусениц:
Эколого-психологический тренинг
Ø      Мы – гусеницы
Ø      Жук вверх ногами
Воспитатель - Молодцы ребята. Посмотрите, а Шапокляк опять что-то задумала?
Шапокляк пытается достать осиное гнездо.
Шапокляк - Это я шарик нашла, сейчас я его сниму, и мы с вами поиграем.
Воспитатель - Подожди Шапокляк, ты сейчас опять сломаешь чужой домик. Лучше посиди и послушай.
Дети - Это – осы. Осы живут семьями, или колониями в гнездах, подвешенных на ветках деревьев, под крышами домов. Свои гнезда осы делают из бумаги, которую получают, пережевывая кусочки древесины. Главная оса начинает строить гнездо в одиночку. Она сооружает одну ячейку за другой и откладывает в них яйца. Подросшие личинки затем сами завершают строительство дома. Оса похожа на пчелу строением тела. Летом осы приносят немалую пользу, уничтожая вредных гусениц: им они кормят своих личинок и откладывают яйца. Взрослые осы питаются нектаром. Осы хорошо известны болезненными укусами. Их острое жало находится в конце тела и присоединено к мешочку с ядом. Оса пользуется им, для того чтобы убивать добычу.
Рассматривание под лупой осиных сот.
Воспитатель - Ребята, а как вы думаете о ком эти загадка:
                       Домовитая хозяйка
                       Пролетает над лужайкой,
                       Похлопочет над цветком-
                       Он поделится медком.
Дети - Пчела
Воспитатель - Кто расскажет Шапокляк о пчеле?
Дети - На голове у пчелы находится пара «усиков». Есть у пчел хоботок, которыми они могут высасывать нектар из цветка. К груди прикреплены две пары крыльев и три пары ног. Ноги покрыты волосками к которым пристает пыльца. Пчелы выделяют воск, которой используется для строительства ячеек гнезда. На кончике брюшка расположено жало, но с полным желудком меда пчела не может укусить. Питаются пчелы только пыльцой и цветочным нектаром. Живут пчелы большими семьями в ульях. В каждом улье имеется матка, дающая потомство. Гнездо пчел называется – соты. Там пчелы хранят мед и выводят потомство.
Воспитатель - Ребята, давайте с вами подумаем и порассуждаем, что насекомые – хорошо, а что – плохо.
Дети - Хорошо – Пчела приносит мед, муравьи берегут лес от вредителей, (варианты детей)
Плохо – пчелы больно кусаются, комары жужжат и не дают спать (варианты детей)
Воспитатель - Видишь Шапокляк, что насекомые – это очень хорошо, их нельзя обижать. Их нужно охранять, потому что уже очень многие из них занесены в Красную книгу. Ребята, каких вы знаете насекомых, которые занесены в Красную книгу?
Дети – Дыбка степная, Пчела – плотник, Махаон (варианты детей)
Шапокляк - Хорошо, хорошо я все поняла, а вообще то у меня есть одна знакомая пчелка и сейчас я вас с ней познакомлю. Зовут ее жу-жу.
Прилетает пчелка, танцует и угощает детей медом.
Дети вместе с воспитателем и персонажами уходят в группу пить чай с медом.
 
 
 
      



 
© 2009 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области многопрофильный лицей № 16 города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области структурное подразделение «детский сад ˮВишенкаˮ»