|
Консультация для воспитателей
|
Конспект
Итогового занятия
по экологии
в подготовительной к школе группе
Тема: « Насекомые»
(рамках долгосрочного проекта «Шестиногий народец»)
Составила:
Воспитатель Булыгина
Людмила Анатольевна
г.о. Жигулевск
Цель: Систематизировать представления детей омногообразии насекомых.
Задачи:
1. Обобщить и углубить знания детей о насекомых. Сформировать у детей элементарное понятие о том, что насекомые – это маленькие животные, имеющие три части тела (голова, грудь, брюшко), шесть ног, у многих есть крылья.
2. Научить составлять группы по разным основаниям: особенности внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), местам обитания (на земле, в земле, в воздухе, на воздухе), способу передвижения (летающие, прыгающие, плавающие). Закрепить знания об общих признаках насекомых (их питании, появлении на свет). Учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и особенностями защиты от врагов.
3. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним, стимулировать любознательность. Продолжать учить слушать и слышать ответ сверстника, доказательно его анализировать.
4. Сформировать экологические установки у детей (например, нет «вредных» и «полезных» насекомых), преодоление прагматического отношения к природным объектам. Коррекция целей взаимодействия ребенка с природой. Обучить умениям и навыкам взаимодействия с природой. Расширять индивидуальное экологическое пространство ребенка (например, живые не только я, мама, папа, но и подорожник, жужелица, сорока).
Ход занятия.
Дети с воспитателем заходят в зал, оформленный под лесную полянку (звучит фонограмма «звуки-леса»).
Воспитатель - Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал,
Лежит у речки голубой
И желт, и синь, и ал.
Как вы думаете, о чем эта загадка? И куда мы с вами попали?
Дети - на луг
Воспитатель - Правильно. Ребята оглянитесь вокруг, как красиво! А что вам здесь нравится?
Дети - Много разных цветов и трав.
Воспитатель - А как вы думаете кроме цветов и трав, здесь живет еще кто-нибудь?
Дети - Да. Бабочки, жуки, гусеницы, кузнечики, стрекозы, муравьи.
Воспитатель - А как назвать их всех одним словом?
Дети - Насекомые.
Воспитатель - Правильно, сегодня мы с вами пришли в гости к травам, цветам и насекомым. Ребята, на лугу нельзя шуметь, рвать цветы, ловить насекомых? Почему?
Дети - ответы.
Воспитатель - Нас окружает много звуков, запахов и света. Давайте закроем глаза и послушаем. Что вы услышали?
(Прослушивание фонограммы «Голоса леса»)
Дети - Голоса птиц, журчание ручья, стрекотание кузнечика.
Воспитатель подводит детей к кузнечику.
(Дети подходят к кузнечику).
Воспитатель - Кто нам расскажет все, что знает о кузнечике.
Дети - Кузнечик зеленого цвета, тело кузнечика разделено на несколько частей: голова, грудь и брюшко. У кузнечика большие задние ноги – ими можно с силой оттолкнуться от земли и высоко подпрыгнуть на травинку. Крыльев у кузнечика две пары. Они крепятся к верхней части туловища сразу за головой. На голове кроме усов, располагаются крупные глаза и мощные челюсти. Глаза состоят из множества маленьких глазков. Но цвета не различает. Кузнечик питается и мелкими насекомыми, и растительной пищей. Летом в полях и лугах слышится стрекотание. Кузнечики трут крылышко о крылышко, как ладошку о ладошку. На левом крылышке у них особые зубчики, на правом особые жилки; от их трения и получается стрекотание.
Воспитатель - Молодец! А сейчас посмотрите внимательно и скажите, что вы видите?
Дети - Пчелы собирают нектар с цветков, летают бабочки, ползают божьи коровки.
Воспитатель - Ребята, как вы думаете, если бы не было насекомых, то был бы луг красивым, ярким?
Дети - Нет!
Воспитатель - Почему вы так решили?
Дети - Потому что насекомые яркие и их видно, они ползают, бегают, прыгает, летают и переносят пыльцу с цветка на цветок.
Воспитатель - Да, правильно, насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок. С насекомыми луг выглядит более живописным. Ребята посмотрите, какая красивая бабочка опустилась на цветок и заснула. Весной, как только пригреет солнышко – бабочка тут как тут, она вылетает первой и все рады, ведь на своих крылышках она несет весну. Дети, а каких бабочек вы знаете?
Дети - желтую – лимонницу, коричнево-шоколадную – крапивницу и траурницу, павлиный глаз, махаон и др.
Воспитатель - ребята, а вы знаете, как появляется бабочка на свет?
Дети - Листья деревьев склеены между собой и скреплены паутиной. В таком комке листьев много молодых гусениц, которые будут здесь зимовать. Весной, выйдя из гнезд, гусеницы питаются листьями. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются. Через некоторое время оболочка куколки разрывается на границе усиков с крыльями и головы с грудью. Через образовавшиеся щели и выбирается на волю уже взрослая бабочка.
Воспитатель - Ребята, давайте тихонечко отойдем от бабочки, чтобы ее не напугать.
Дети поворачиваются, чтобы уйти и видят, как Шапокляк пытается попасть палкой в муравейник.
Воспитатель - Бабушка, что вы делаете?
Шапокляк - Никакая я вам не бабушка, я хочу вот эту ненужную кучку разровнять, что бы она тут не мешалась!
Воспитатель - А вы разве не знаете, что это не просто куча, это дом. Ребята давайте расскажем Шапокляк, что это за домик и кто его построил.
Дети - Это муравейник, его построили муравьи, они очень маленькие, но трудолюбивые. В хорошем муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. В нем муравьи ночуют, пережидают непогоду, зимуют. В нем выводятся молодые муравьи. Где-нибудь в середине муравейника есть помещение для «царицы» – большой муравьихи, которая откладывает яйца. Муравьи уносят эти яйца, а когда вылупляются личинки, кормят их, чистят и защищают.
Дети - Я знаю стихотворение по муравья, послушай Шапокляк: «По тропе лесной, неровной
Листик тащит муравей,
В десять раз себя огромней,
Раз в пятнадцать тяжелей!
Тащит, тащит работяга,
Хоть ему и нелегко,
Хоть совсем устал бедняга –
Муравейник далеко…..
По тропе лесной, неровной
Листик тащит муравей,
В десять раз себя огромней,
Помоги ему скорей!
Пока ребенок читает стихотворение, воспитатель сажает птичку на муравейник.
Воспитатель - Ребята, смотрите, птица прилетела на муравейник, как вы думаете, почему она сидит на муравейнике?
Дети рассказывают о пользе муравьев для птиц и леса.
Муравьи – помощники лесничих, они строят муравейники и истребляют насекомых, поедающих листья деревьев. Муравейники нельзя разорять. Нужно помнить, что лесные муравьи – верные помощники человека в защите лесов от вредителей. Где много муравьев, там не будут жить такие вредители леса, как пилильщики, совки, пяденицы, обгрызающие листья и хвою деревьев.
Воспитатель - Отгадай загадку: «Под большой столетней елкой стройка весело идет. Здесь работает артелью дружный маленький народ».
Дети - Муравьи.
Воспитатель - Правильно ребята, муравьи санитары леса. Теперь ты все поняла Шапокляк?
Шапокляк - Ладно, ладно, поняла. Только вот под ногами ползают всякие букашки, таракашки, наступить не куда. Сейчас я их всех подавлю……
(Шапокляк пытается раздавить насекомых)
Воспитатель - Что ты Шапокляк, нельзя этого делать, они же все живые и полезные. Вот послушай, дети тебе все расскажут.
Дети - В мае появляются крупные жуки. Их называют майскими жуками. Майский жук – опасный вредитель. Особенный вред приносят их личинки – белые, жирные, изогнутые крючком, с крепкими челюстями. Они живут в почве и питаются корнями растений. Там, где в земле много личинок, леса постепенно засыхают и вымирают. Живут личинки майских жуков долго – три или четыре года. А вот век самих майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают. Есть у жуков непримиримые враги в природе. Летучие мыши и совы ловят жуков, а скворцы и грачи уничтожают личинок. Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи и ежи. Все они употребляют личинок в пищу.
Дети - У стрекозы тело разделено на три раздела: голова, грудь, брюшко. Крылья у стрекозы переливаются разноцветием. Их две пары, поэтому они прекрасные летуны. Они крепятся к верхней части туловища. У стрекозы 6 лапок. Глаза стрекозы огромные – занимают, чуть ли не всю голову и состоят из много маленьких глазков. Стрекозы очень прожорливы и постоянно голодны, а значит, постоянно охотятся. В пищу стрекозам годится любое насекомое – муха, и комар, и бабочка. Причем мелких насекомых они съедают на лету, чтоб не терять времени. Свои личинки стрекоза откладывает в воду. Зеленые личинки медленно зарываются в ил.
Дети - На садовой дорожке можно увидеть крупного черного или темно-синего жука с мощными челюстями. Это – жужелица. Она отличается от остальных жуков формой тела и цветом надкрыльев, Верхняя пара крыльев – жесткая, как панцирем защищает тело, а под ними нежные, нижние крылья. но у нее, мощные челюсти и длинные ноги. Добыча жужелиц – гусеницы, улитки, слизни. В поисках еды жужелицы бегают всю ночь, размеры жужелиц достигают до 5 см. Строение тела жужелицы состоит из трех частей – голова, грудь и брюшко. Усики у жужелицы состоят из отдельных члеников.
Дети - А я расскажу про гусеницу. У гусеницы три пары грудных ножек и 2-5 брюшных. На ногах у гусеницы есть особые крючочки, которые помогают удерживаться на стеблях растений. Гусеницы очень прожорливые: они грызут листья и стебельки растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми, например, тлями. Многие гусеницы покрыты густыми жесткими волосками или имеют защитную окраску. Птицы не едят невкусных, лохматых гусениц, а тех, которые окрашены так же, как стебли растений, они могут просто не заметить. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются.
Шапокляк - Как интересно! Ребята я больше никогда не буду наступать на насекомых. И буду рассказывать всем, кто об этом не знает.
Воспитатель - Это хорошо Шапокляк, что ты поняла. А я теперь предлагаю всем превратиться в гусениц:
Эколого-психологический тренинг
Ø Мы – гусеницы
Ø Жук вверх ногами
Воспитатель - Молодцы ребята. Посмотрите, а Шапокляк опять что-то задумала?
Шапокляк пытается достать осиное гнездо.
Шапокляк - Это я шарик нашла, сейчас я его сниму, и мы с вами поиграем.
Воспитатель - Подожди Шапокляк, ты сейчас опять сломаешь чужой домик. Лучше посиди и послушай.
Дети - Это – осы. Осы живут семьями, или колониями в гнездах, подвешенных на ветках деревьев, под крышами домов. Свои гнезда осы делают из бумаги, которую получают, пережевывая кусочки древесины. Главная оса начинает строить гнездо в одиночку. Она сооружает одну ячейку за другой и откладывает в них яйца. Подросшие личинки затем сами завершают строительство дома. Оса похожа на пчелу строением тела. Летом осы приносят немалую пользу, уничтожая вредных гусениц: им они кормят своих личинок и откладывают яйца. Взрослые осы питаются нектаром. Осы хорошо известны болезненными укусами. Их острое жало находится в конце тела и присоединено к мешочку с ядом. Оса пользуется им, для того чтобы убивать добычу.
Рассматривание под лупой осиных сот.
Воспитатель - Ребята, а как вы думаете о ком эти загадка:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
Дети - Пчела
Воспитатель - Кто расскажет Шапокляк о пчеле?
Дети - На голове у пчелы находится пара «усиков». Есть у пчел хоботок, которыми они могут высасывать нектар из цветка. К груди прикреплены две пары крыльев и три пары ног. Ноги покрыты волосками к которым пристает пыльца. Пчелы выделяют воск, которой используется для строительства ячеек гнезда. На кончике брюшка расположено жало, но с полным желудком меда пчела не может укусить. Питаются пчелы только пыльцой и цветочным нектаром. Живут пчелы большими семьями в ульях. В каждом улье имеется матка, дающая потомство. Гнездо пчел называется – соты. Там пчелы хранят мед и выводят потомство.
Воспитатель - Ребята, давайте с вами подумаем и порассуждаем, что насекомые – хорошо, а что – плохо.
Дети - Хорошо – Пчела приносит мед, муравьи берегут лес от вредителей, (варианты детей)
Плохо – пчелы больно кусаются, комары жужжат и не дают спать (варианты детей)
Воспитатель - Видишь Шапокляк, что насекомые – это очень хорошо, их нельзя обижать. Их нужно охранять, потому что уже очень многие из них занесены в Красную книгу. Ребята, каких вы знаете насекомых, которые занесены в Красную книгу?
Дети – Дыбка степная, Пчела – плотник, Махаон (варианты детей)
Шапокляк - Хорошо, хорошо я все поняла, а вообще то у меня есть одна знакомая пчелка и сейчас я вас с ней познакомлю. Зовут ее жу-жу.
Прилетает пчелка, танцует и угощает детей медом.
Дети вместе с воспитателем и персонажами уходят в группу пить чай с медом.
|