|
|
|
Консультация для родителей
|
Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев,
журчание весенне¬го ручья и звон серебряных колокольчиков,
жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок,
ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и,
затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой.
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зача¬стую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.
В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль му¬зыки. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприя¬тие мира.
Как часто звучат в наше время сло¬ва "русская душа", "феномен русской души". Но не менее часто - "падение нравственности", "деградация обще¬ства". Замечательный человек, актер Е. Леонов говорил: "Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет за-
пасы доброты, виноваты и детский сад, и школа, и конечно семья, из которой ушли шутка, юмор, игра".
У дошкольников на обычных му¬зыкальных занятиях, праздниках, раз-влечениях формируются такие важные качества, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, духовная чуткость. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого. "Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы от-крыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспита¬тельной функции". А главное - это самая приятная, пре¬красная и доступная форма общения взрослого и ребенка.
Как это прекрасно - знакомить ребят с музыкой! Музыка, художественное слово или картина должны стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей.
Через классическую музыку передаются нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание, формирование доброжелательных отношений к животным; воспитание чувства прекрасного, умение видеть красоту природы и оберегать ее.
Слушайте с детьми во¬кальную и инструментальную музыку. Необходимо увлечь ребенка, заразить теми чувствами, кото¬рые выразил композитор, беседуйте с малышом, помогите ему понять, осмыслить содержание, характер музыки.
Важное значение имеет класси¬ческая музыка. Это особый мир - в нем человеческие души говорят не¬посредственно с душой автора на языке эмоций. Используйте магнитофонные записи, что значи¬тельно обогащает восприятие музыки. По возможности сочетайте их с "живым" исполнением. Ходите с ребенком на концерты.
Помимо детской музыки очень важно слушать с дошкольниками классические про¬изведения разных времен - музыку Вивальди, Баха, Моцарта, Шопена, Глинки и других зарубежных, русских и современных композиторов-классиков. Конечно, рассказывать о произведени¬ях классической музыки не так легко. В первую очередь самому необходимо познакомиться с литературой о композиторе, продумать, как преподнести произведение детям. Самое важное - дать почувствовать настроения, пере¬живания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. После прослушивания, посещения концерта, спросите ребенка:
"Какие чувства передает музыка?",
"О чем рассказывает музыка?"
"Как рассказывает музыка?"
При этом каждый раз беседу начинайте с определения характера произведения в целом и расширения определений, применяемых детьми.
Например, прослушав романс Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина "Метель", в исполнении симфонического оркестра, обратите внимание как звучит скрипка! И не надо много говорить об этой музыке - идет рабо-та чувств, работа души!
Позвольте ребенку объединить - слушание музыки и игру на музыкальных инструментах. Тембровые особенности различных музыкальных инструментов придают звучанию образность. С их помощью у детей повышается интерес к музы¬кальным произведениям, заинтересо-ванность - ведь они участвуют в ее воспроизведении, слышат красочное звучание в собственной оркестровке. И еще: так углубляются их представ-ления о вокальных возможностях му¬зыкальных инструментов, развивается творческое применение их в само¬стоятельной деятельности.
Полезно варьировать приемы раз¬вития музыкального восприятия. Так, ор¬кестровку можно сочетать с передачей характера музыки в движении, инсцени¬ровкой песен (попробуйте сами принять участие в оркестровке, подыграйте на музыкальных, шумовых инструментах, а ребенок пусть инсценирует). В этом случае объеди¬няются разделы - слушание музыки, игра на музыкальных инстру¬ментах и музыкально-ритмические движения. Это оживляет скучное прослушивание, способствует са¬мостоятельности детей, развивает непосредственность, их творческую инициативу. Отмечу: прием
оркестровки целесообразен после неоднократного прослушивания, после того как вы ознакомились с характером, выделили изобразительные средства выразительности.
Следующий этап работы - знакомство детей с фрагментами из опер, балетов великих композиторов - Чайковского, Н. А. Римского-Корсаков.
К. Сен-Санса.
А какие произведения помогут детям подвигаться, потанцевать?
Прекрасную симфоническую сказку "Петя и волк" С. Прокофьева для ознакомления с инструментами можно разыграть по ролям.
Роли Птички, Пети, Волка, Утки, Кошки, Дедушки и Охотников нужно исполнять в виде пантомимы (можно сразу всей семьёй)- заговорила Птичка - помашем "крылышками", появляется Дедушка - руки по швам, повороты тела из стороны в сторону, имитирующие походку. Вот храбрец и озорник Петя - марш с помощью "барабанных палочек ударяющих в барабан" - по два пальца каждой руки. Закрякала Утка - руки к плечам - получились короткие крылья, мальчики прицелились пальцами, изобразив ружья, - это палят в сказке храбрые Охотники. Такая пантомима чрезвычайно занимательна как для детей, так и для взрослых, и опять возвращает их к пониманию музыки, сопереживанию с ней через движения.
Пьесы из "Детского альбома" П.Чайковского. Эти картинки и образы близки и понятны ребенку в любом возрасте.
Встреча с музыкой поражает воображение детей, сердца их становятся доверчивыми, открытыми. От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души,
Полученное от общения с высоким искусством - музыки.
Автор - Даняева Татьяна Михайловна, музыкальный руководитель.
|
|
|
|
|