|
|
|
Консультация для воспитателей
|
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-либо проблему, возникает противоречие между желанием и реальным результатом деятельности. Дошкольные образовательные.
Что же такое инновации? Приведу несколько определений этого понятия. В современном словаре иностранных слов(1993) инновация трактуется как нововведение. В социально-психологическом аспекте инновация (нововведение) - создание и внедрение различного рода (Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998).
Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. - В.Н. Полонский. Научно-методическая информация: Словарь - справочник. М.: Новая школа, 1995).
Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п), а инновация - процесс освоения этого средства.
Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что любое нововведение:
- "добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом";
- носит конкретно-прогрессивный характер и может быть прогрессивным для определённого отрезка времени, но устаревать на более позднем этапе и "тормозить" дальнейшее развитие.
Новое может выступать в разных формах и быть:
- принципиально неизвестным новшеством (абсолютная новизна);
- условной (относительной) новизной;
- "оригинальничаньем" (не лучше, но по-другому; формальная смена названий, заигрывание с наукой);
- "изобретательскими мелочами".
Существуют различные причины нововведений. Так, одной из причин может стать необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем. Подвигнуть педагогический коллектив на нововведение может стремление повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады. А также подражание другим ДОУ, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.
Причиной может быть постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твёрдое намерение их улучшить. Потребность к причастности к большому, значительному делу.
Стремление недавних выпускников педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания порой является началом для рождения новых идей.
И конечно же, возрастающие запросы отдельных групп родителей, и как следствие, конкуренция между детскими садами, в том числе в удовлетворении запросов родительской общественности.
В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач, создание комплекса условий для получения положительных результатов. Также необходимо психологическая подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности. Ведь если одни педагоги, включаясь в инновационную деятельность, постоянно стремятся к самосовершенствованию, самообразованию, повышению уровня своей профессиональной компетенции в вопросах реализации или разработки инноваций, то другие могут воспринимать это как дополнительную утомительную нагрузку, которая требует затрат личного времени и условий и не приносит удовлетворения собственным педагогическим трудом.
|
|
|
|
|